Выбор надежных и эффективных БАДов, если, конечно, отбросить огульное отрицание вообще всяких БАДов, что пропагандируется его противниками, с образованием и без, а также, нередко в СМИ и т.д., в действительности весьма и весьма не прост. В России существуют и продаются несколько тысяч БАДов, разных по составу, по функциональным возможностям, по фирмам-производителям, наконец, по цене. И все они обещают избавление от болезней, улучшение здоровья, повышение долголетия, улучшение функций – двигательных, эректильных и т.п. Конечно, все это, в значительной степени реклама, которая, как известно, двигатель торговли. И как тут отделить плевелы от зерен, насколько заявленное соответствует действительности, чему можно верить, а чему не стоит, и как во всем этом множестве БАДов сориентироваться?
И все-таки осуществить достаточно обоснованный выбор, в действительности, можно, если руководствоваться принципами, изложенными ниже. В итоге, число фирм, производителей БАДов, значительно сужается.
В статьях"БАДы – условия безопасности применения" и "Основы эффективности БАДов" приведены требования в безопасности БАДов и критерии эффективности их действия.
Суммируя изложенное в этих статьях, следует заключить, что при выборе БАДов надо ориентироваться на следующее.
1. Соответствие условиям безопасности.
Это условие естественное и необходимое. Без выполнения этого условия вопрос о применении конкретного БАДа вообще стоять не может.
Необходимо отметить, что требования к БАДам по безопасности следует разделить на регламентированные нормативно-технической документацией, и нерегламентированные. С регламентированными - все ясно, они перечислены в (см..).
С нерегламентированными, указанными в статье "БАДы – условия безопасности применения", ситуация сложнее. Прежде всего, сюда следует отнести соблюдение рекомендуемых допустимых физиологических норм. (В требованиях по безопасности они не регламентируются). Что касается качества сырья и соблюдения технологии производства, как указывалось там же, то здесь надо выделить следующее. Если из-за плохого качества сырья и нарушений технологического процесса производства в БАД попадает запрещенные вещества, то этот случай однозначно относится к нарушений требований нормативно-технической документации. то их влияние на безопасность подпадает под регламентацию. Но, если эти же нарушения не ведут к появлению запрещенных веществ, а ведут, например, к нарушению заданных количественных параметров ингредиентов, то здесь это может проявиться двояким образом. Если количественный состав одного или нескольких ингредиентов превысит допустимый предел, то здесь также возникает опасность для здоровья. А, если количество будет ниже запланированного количества, то падает эффективность.
Следует заметить, что, как правило, в основном при этом страдает эффективность, т.к. нарушения безопасности из-за качества сырья и технологии производства фактически подпадают под регламентированные нарушения, и в этом отношении любой вменяемый производитель рисковать не станет. А за отклонения в составе и отклонения в технологии производства, не влияющие на безопасность, но могущие снизить обещанную предполагаемую эффективность, если они не регламентированы, никто претензии предъявлять не сможет. Во-первых, если они не определены, то и предъявлять претензии не к чему, а, во-вторых, определить их потребителю, как правило, очень сложно.
То же самое относится и характеристикам сохранности полезных свойств ингредиентов в течение времени срока действия данного БАДа.
Поэтому совершенная технология и, что очень важно, неукоснительная строгость ее исполнения являются гарантией качественных БАДов.
Все это вещи на практике почти недоказуемые и можно месяцами принимать такие БАДы и, несмотря на клятвенные заверения распространителей и дистрибьюторов, не получать никакого эффекта.В этом и кроется главная сложность выбора БАДа и одна из главных причин их возможной неэффективности и, как следствие, возникающего негативного мнения.
На количественных характеристиках следует остановиться особо.
В статье "БАДы – условия безопасности применения" указывалось, что с точки зрения безопасности важно, чтобы количественный состав ингредиента не превышал величину допустимого предела. А с точки зрения эффективности важно, чтобы количество ингредиента было в то же время достаточно велико, чтобы получить ожидаемый эффект. Наряду с этим, с точки зрения безопасности следует учитывать и количество принимаемых в том или ином виде таких же ингредиентов в дополнительно принимаемых БАДах, витаминных комплексах и т.д. Поэтому, только зная количественный состав ингредиентов, можно рассчитать максимально эффективную дозу, в то же время не выходящую за пределы допустимой рекомендуемой.
А в БАДах, где это не указано, невозможно ни оценить безопасность приема, ни эффективность действия.
Следует отметить еще один важный момент.
Указание количественного состава резко повышает ответственность производителей БАДов, особенно, на «недоразвитом» Западе. При серьезных нарушениях количественного состава того или иного ингредиента можно налететь на большой штраф и, что еще важнее, потерять репутацию, что грозит большими убытками или, даже, разорением. А простое упоминание о составляющих без указания количества открывает широкую дорогу для несоблюдения технологических процессов, и даже для жульничества по составу, чем недобросовестные производители и пользуются. Как уже говорилось, эффективность при этом стремится к нулю, а потребители… еще больше начинают ненавидеть БАДы.
Еще следует обратить внимание на такой момент. Чем меньше концентрация полезного вещества в препарате, даже, если оно и заявлено, но его слишком мало, то тем больше денег надо затратить, чтобы получить полезный эффект. В первую очередь это относится к БАДам, произведенным по стандартам пищевой промышленности.
Что же касается комплексности и биодоступности, то здесь трудно отдать чему – либо предпочтение. БАДы, содержащие сравнительно небольшое число ингредиентов, в целом, не обладают каким-либо преимуществами или недостатками по сравнению с БАДами, имеющими до нескольких десятков ингредиентов, и наоборот. Каждый выполняет свою функцию и каждый, при надлежащем исполнении, полезен. В то же время, БАД, содержащий больше ингредиентов и обладающий более широким спектром действия, при соблюдении всех вышеприведенных условий и более эффективен, и экономически более выгоден.
Но и здесь, как и везде, все должно быть в меру. Иногда указывается, что БАД содержит, например, 200 ингредиентов. Если они специально подбираются и дозируются, то подобный процесс и технологически слишком сложен, и экономически невыгоден. А, если таким образом указывается состав полезных веществ, входящих в отдельные ингредиенты, получаемые, например, из того или иного растения, причем, без указания количеств, то это попросту рекламный прием – то же самое можно сказать о любом, например, растительном ингредиенте. Но эффективность действия конкретного БАДа определяется не десятками составляющих, а всего лишь единичными. несколькими.
Таким образом, выбор БАДов должен производиться не столько с точки зрения безопасности потребления – все зарегистрированные БАДы, безусловно, отвечают данному требованию, сколько с точки зрения их эффективности. Недаром столько нареканий, и, нередко, справедливых, возникает по качеству, по эффективности БАДов.
И здесь на первое место выходит вопрос выбора фирмы-производителя. Не касаясь опять вопроса безопасности – он очевиден, для выбора фирмы необходимо, чтобы БАДы, производимые данной фирмой, отвечали в соответствии с вышеизложенным следующим основным требованиям.
1. Обязательным должно быть указание количественного состава основных ингредиентов.
2. Фирма, производственный процесс которой производится по GMP, безусловно, заслуживает предпочтения (таких России, пожалуй, не более 5%).
3. Весьма важным является и то, сколько лет существует данная компания, насколько известен ее бренд, каков оборот продаж, какие награды имеет продукция и т.п. Очевидно, что многолетняя история фирмы с большим оборотом продаж говорит о многом.
4. Важным фактором даже не доверия, а уверенности в данной фирме является то, что эффективность предлагаемых БАДов подтверждена клиническими испытаниями, (а не стандартами пищевой промышленности), и, тем более, если они широко применяются на практике, в том числе и в клиниках
5. Весьма важным является и квалифицированная, развернутая информация о составе препарата, его полезных свойствах, особенностях применения и противопоказаниях.
Надо сказать, что полностью всему комплексу таких требований в России отвечает весьма небольшое количество фирм. А что же делать с остальными? Как представляется, в ряде случаев отсутствие технологии GMP можно стерпеть, но присутствие указаний на количественный состав ингредиентов крайне важно.
Необходимо отметить, также, что на выбор БАДов стремится повлиять и нередко ей это удается, реклама.
Реклама идет, идет со всех сторон, и по телевидению, и по радио и в СМИ…реклама активная и, часто, безответственная.
Не стоит безоговорочно верить рекламным заявлениям, как бы ни убедительными они казались. Особенно, если рекламируемым БАДам приписывают поистине чудотворные свойства, исцеление от всех болезней. С осторожностью, также, следует относиться к тому, что именно известные артисты, публицисты и прочие публичные люди рекламируют с экранов. А, с другой стороны, особо не стоит доверять и разоблачительным статьям, время от времени появляющимся в СМИ, т.к. и там могут преследоваться определенные коммерческие интересы.
Следует учитывать, что низкая цена, которой стараются привлечь покупателей, во многих случаях является, также, одним из признаков низкокачественной продукции. Качественное сырье, как правило, не может быть дешевым, больших средств требуют разработка, испытания, технологии и оборудование. Все это необходимо окупать, поэтому качественные БАДы не могут стоить дешево, например, порядка нескольких десятков рублей. В то же время, они не могу стоить и десятки тысяч рублей – это, как правило, связано с мошенничеством.
И последнее – где и как покупать?
Не стоит бросаться из крайности в крайность: или считать, что надо покупать только в аптеках, дескать там продавцы могут дать квалифицированный совет – могут, но не всегда и не везде. Не всегда возможно каждому покупателю в аптеке подолгу рассказывать о применении и достоинствах того или иного БАДа, да и не всегда хватает знаний и умения толково донести. С другой стороны в офисах компаний - распространителей БАДов можно встретить полуграмотных (по отношению к БАДам) дистрибьюторов, не могущих ничего толком сказать, кроме хвалебных гимнов. Для осознанного выбора важно найти грамотные информационные материалы и квалифицированных специалистов.В этом сейчас, кстати, может помочь и интернет - там можно найти и отзывы, и сопоставить, и посоветоваться.